Украинцев заставят откладывать деньги, подробности
В начале ноября председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поделился своими соображениями по поводу целесообразности внедрения в Украине "обязательной накопительной схемы", что фактически предусматривает принудительное размещение военных облигаций среди физических и юридических лиц. Об этом сообщает «Цензор».
Даниил Гетманцев предложил считать свое сообщение "первой попыткой публично обсудить этот сложный вопрос".
Вопрос действительно сложный и важный, поэтому не очень понятно, почему представители власти ждали почти 1000 дней после начала большой войны, чтобы наконец вынести его на публичное обсуждение.
И уже совсем не понятно, почему власти, имеющие большой опыт работы с массами, не сделали практически ничего, чтобы ощутимо увеличить объемы добровольного вложения средств в военные облигации.
Украинские журналисты пытались донести до власти важность этих вещей уже через несколько недель после полномасштабного вторжения, а мы давали свои предложения относительно путей увеличения объемов покупки гражданами военных облигаций сразу после появления соответствующей опции в приложении "Дія", то есть еще в октябре 2022 года.
За время войны объем вложений физических лиц в государственные облигации (не только военные) увеличился лишь на 45,2 млрд грн до 70,5 млрд грн (по состоянию на 22.11.2024), тогда как на счетах домохозяйств в банках лежит почти 1,2 трлн грн (в гривне и иностранной валюте), две трети из которых – это средства по требованию, остальные – преимущественно краткосрочные депозиты.
Сравнивая эти цифры, можно с сожалением констатировать, что потенциал для размещения военных облигаций среди населения на добровольных началах был потерян.
В этом месте можно поспорить с председателем парламентского Комитета, который считает, что "стимулирование спроса на ОВГЗ лежит, прежде всего, в плоскости сохранения привлекательных ставок по этим инструментам". Это заблуждение, которое Нацбанк настойчиво насаждает с мая 2022 года.
В условиях войны доходность вряд ли может быть основным мотивом в принятии решения о покупке облигаций, ведь государство просто не в состоянии предложить такие ставки, компенсирующие риски военного характера. Нужно же лелеять патриотические мотивы, как это делали страны цивилизованного мира во время великих войн прошлого века.
Поэтому прежде чем начинать разговор о "обязательных схемах", власти должны сказать, что сделали все возможное для максимального упрощения и поощрения граждан к добровольной покупке военных облигаций. А сказать такого она по очевидным причинам не может. Возможность купить облигации через «Дія "– это хорошо, но совсем недостаточно.
К сожалению, время было потеряно и на сегодняшний день обязательная покупка гражданами военных облигаций, несмотря на все вышеперечисленные замечания, действительно усматривается вполне "рабочим" вариантом.
Если смириться с тем, что "обязательную накопительную схему" нам не избежать, то на первое место выходит вопрос, кого она будет касаться и какими будут условия принудительного размещения военных облигации среди населения.
К примеру, автор этих строк еще в феврале 2023 года предлагал рассмотреть возможность выплаты военными облигациями части заработной платы высокооплачиваемым работникам государственного сектора.
Но из приведенного главой Комитета примера можно заключить, что покупать облигации придется всем работающим гражданам и, возможно, даже бизнесу. Несложно догадаться, что в таком виде инициатива обречена на неприятие обществом, ведь большому количеству людей едва хватает денег на питание, а значительная часть предприятий реального сектора имеют проблемы с оборотными средствами.
Логичным решением было бы установление предельного размера дохода (скажем, на уровне 3-х минимальных заработных плат), после превышения которого начинал действовать механизм обязательных вложений в военные облигации.
Кроме того, было бы справедливо, если доля дохода, на которую должны приобретаться облигации, росла с увеличением размера самого дохода. Фактически такой механизм мог бы обеспечить плавный переход к внедрению прогрессивного налога на доходы физических лиц, что предусмотрено Национальной стратегией доходов.
Оппонентам введения прогрессивного НДФЛ до прекращения войны следует учитывать, что он получил распространение во времена мировой войны (и сразу после нее), а во время второй мировой войны в Великобритании и США максимальные ставки этого налога превышали 90%.
Безусловно, процесс введения (восстановления) прогрессивного налогообложения доходов физических лиц должен происходить с учетом всех особенностей украинской экономики и налогового законодательства, чтобы в результате эффект не оказался отрицательным.
Недавно мы рассказывали, что пенсионеров и ВПЛ лишат выплат, все из-за мелочи.
Также "Стена" сообщала, как украинцам не остаться без выплат.
Еще мы писали, что пенсию дадут в 6 раз больше, как оформить.