НБУ готовит ограничения на переводы по карточкам
Нацбанк до 18 августа планирует принять решение об ограничении p2p переводов для физлиц, – заявил глава НБУ.
Их анонсировали следующие: не более 30 сделок в месяц для одного счета и до 100 тысяч гривен.
Здание Национального банка – не только архитектурная жемчужина Киева, но и без преувеличения один из ключевых центров принятия судьбоносных экономических решений в стране. Именно здесь решаются вопросы курса валют, доступности кредитов, деятельности банков, страховых и небанковских финансовых компаний.
Сегодня здание НБУ, как и весь правительственный квартал, окружило плотную границу военных, а принимаемые в ее стенах решения вышли далеко за пределы установленного Конституцией мандата. Ведь регулятор приобщается и к борьбе с незаконным игорным бизнесом, и к противодействию сетям "дропов", и к восстановлению энергетической инфраструктуры, и к перекрытию бюджетной дыры.
Размер последней – пол триллиона гривен, необходимых для финансирования войны до конца текущего года. Деньги будут искать в карманах налогоплательщиков. Однако проблему, над которой в правительстве неделями ломают головы, НБУ мог бы решить в считанные минуты. Хотя и не будет этого делать.
"Я боюсь простых решений в наших очень непростых условиях. Ведь иногда есть соблазн пойти напрямую, чтобы шире достичь желаемого. Когда я слышу, что давайте рассмотрим альтернативу пересмотру и расширению налоговой базы в виде девальвации и инфляции, у меня возникает вопрос: а вы видели хотя бы одну успешную страну, которая пошла по этому пути?", – объясняет глава Нацбанка Андрей Пышный.
На его каденцию в НБУ, которая началась уже во время войны, выпало немало сложных вызовов. Один из них – отменить политику фиксированного курса доллара, сохранив при этом привлекательность гривны для сбережений. И хотя национальная валюта за последние 10 месяцев девальвировала более чем на 12%, Пышный считает, что со своей задачей справился.
Однако кроме макроэкономических вызовов главе Нацбанка приходится иметь дело со "слоном в комнате" внутри возглавляемого им ведомства.
Об ограничениях на переводы, незаконный гемблинг и Рожкову
— Ушел уже третий месяц с того времени, как НБУ анонсировал ограничения на p2p-переводы для физических лиц. Когда введете эти ограничения и стоит ли их вообще ожидать?
— Анонсировав эти изменения, мы вызвали просто шквал критики и непонимания в свою сторону.
Мы коммуникировали проблематику этих "дропов" не только как опасность для государственного бюджета, но и опасность для самих физических лиц. Ведь, отдавая свои данные, карточку, свой счет кому-то на стороне, ты несешь ответственность за все, что сделали с этим счетом.
Неделю назад я обратил внимание на два сообщения: в первом случае налоговая служба увидела по счету мужчины сделки на 9 миллионов гривен и, соответственно, доначислила ему около 2 миллионов гривен налогов. Во втором – доначислили женщине около 500 тысяч гривен.
Кроме налоговых обязательств, такие граждане становятся соучастниками преступлений, в которых используются их счета, в том числе по легализации средств, финансированию терроризма, уклонению от уплаты налогов и разрушают свою транзакционную историю на долгие годы вперед. Это и есть та реальная опасность, в которую попадают граждане, сознательно передающие свои персональные данные и счета для использования в нелегальных операциях.
Часть времени мы посвятили коммуникации с волонтерской средой. Мы провели с волонтерами несколько встреч, собрали обратную связь. Показали, как дизайн запланированного решения позволит банкам учесть потребности волонтеров, и дали ответы на вопросы. Градус обсуждения снизился. Это значит, что мы органически подходим к принятию того решения, которое Национальный банк коммуникировал.
Так или иначе, для создания дополнительных инструментов для более эффективной борьбы со схемами "дропов" требуются также изменения в законодательстве. Следовательно, нам нужно идти в парламент. Там мы должны быть готовы к соответствующему решению и дискуссии.
То, что "дропы" являются бедой для государственного бюджета – это факт. Думаю, это очень материальные суммы, которые можно направить в бюджет, если будем настойчивыми и успешными в этом вопросе.
Так мы поступали с игорным бизнесом. Когда начали системно заниматься вопросом его детенизации и побуждали работать легально – за год налоговые поступления выросли в 10,5 раза.
— Так все же, когда следует ожидать изменений в отношении p2p-переводов?
— Я думаю, что сейчас мы финализуем окончательное решение, а следующую неделю (речь идет о неделе с 12 по 18 августа – ЭП ) будем рассматривать его на правлении.
— Накануне НБУ во исполнение решения СНБО запретил ломбардам принимать в залог по кредитам физических лиц дроны, тепловизоры и другие подобные товары двойного использования. Вам известно, сколько такого имущества могло оказаться в ломбардах и что с ним происходит сейчас?
- Нет, мы такую информацию не собираем. Недавно сделали соответствующие запросы для анализа работы ломбардов и даже приняли два решения по применению мер воздействия к отдельным участникам рынка, связанным как раз с этой тематикой.
Эта тема напрямую связана с внедрением концепции ответственного кредитования, которую в прошлом году нам удалось провести через парламент и получить соответствующий законопроект, возвращающий в цивилизованные рамки рынок кэш-кредитов. Он убирает фундаментальные причины возникновения финансового социального рабства, потому что быстрые кредиты предоставлялись под десятки тысяч процентов годовых. Уже в ближайшее время этот закон заработает в полном объеме.
Раньше на этом рынке было "дикое поле". За счет этих кэш-кредитов обеспечивался миллиардный поток наличных денег в сторону незаконного гемблинга. 70% всех кредитов с самыми высокими ставками предоставлялись в четыре-пять часов утра, время принятия решения о предоставлении кредита – пара минут… Никакого анализа. Человека хватали тот момент, когда лудомания была на пике.
Сейчас мы понимаем, что есть проблематика ломбардов, есть проблематика военного снаряжения, и также настроены сделать так, чтобы и в этой части рынка было введено ответственное регулирование.
— Нацбанк выдвигает высокие требования к корпоративному управлению в банках. У вас также есть наблюдательный совет – Совет НБУ. И она работает не в полном объеме: долгое время нет полноценного председателя, а также остается три вакантных должности (из 9 членов) . Что мешает окончательно сформировать Раду и избрать председателя?
— Вопрос доукомплектования Рады следует переадресовать тем, к чьим полномочиям относится соответствующее номинирование членов Совета НБУ. Глава НБУ точно не входит в этот перечень.
Что касается избрания председателя Рады, то здесь нет консенсуса, в частности, потому, что она до сих пор недоукомплектована. Как один из членов Совета, я считаю, что оптимально рассматривать вопрос об избрании руководящего состава уже с учетом тех кадровых решений, которые могут быть приняты по доукомплектованию состава. Пока никаких таких дискуссий, по крайней мере при моем участии, не происходит.
Однако важно сказать, что Совет Нацбанка функционирует, он полномочен.
— Верховный суд обязал вашу первую заместительницу Екатерину Рожкова и ряд других экстопменеджеров "Платинум банка" компенсировать государству 1,5 миллиарда гривен ущерба, нанесенного при выводе этого банка с рынка.
По вашему мнению, может ли человек, признанный судом виновным в доведении банка до банкротства, быть первым заместителем председателя банковского регулятора?
- Это вопрос, словно тот "слон в комнате", не буду делать вид, что он меня не беспокоит. Ответ на него следует рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, в юридическом. С юридической точки зрения мои действия как Председателя НБУ четко определены законодательством о Национальном банке и другими нормативными актами. Статус, который мы сейчас имеем, полностью соответствует букве закона.
Но кроме буквы закона есть еще дух закона. Итак, вторая плоскость – нравственная. Мораль и право – главные регуляторы поведения людей. Соотношение между ними сложное и в значительной степени определяется личным пониманием границ нравственного поведения конкретного человека.
— Вам не кажется, что здесь могут возникнуть конфликты интересов. Например, на уровне Совета финансовой стабильности, в состав которого входит Фонд гарантирования, выигравший суд против Екатерины Викторовны?
— В этой части я как непосредственный руководитель соответствующего члена правления должен реагировать, поскольку получил соответствующее сообщение о конфликте интересов. В настоящее время вопросы исследованы и приняты необходимые меры, чтобы эта проблема никоим образом не влияла ни на качество, ни на регламент проведения соответствующих заседаний и принимаемых решений. Юридическая плоскость вопроса полностью урегулирована.
— Оснований отреагировать на данную ситуацию как-то иначе, чем вы отреагировали сейчас, у вас нет?
— Я отреагировал так, как это определено и требованиями закона "О Национальном банке" и "О предотвращении коррупции", регулирующего часть, которая касается конфликта интересов. Мы настроены придерживаться действующего законодательства.
— Какой выход из этой ситуации, по вашему мнению, является оптимальным?
– Позвольте мне оставить этот вопрос без комментариев. Оптимален выход, который вписывается в параметры действующего законодательства.
— Принимало ли правление Национального банка или какой-либо другой орган НБУ решение о том, чтобы выплачивать заработную плату Екатерине Рожковой в наличной форме?
– Нет. (задумывается)
Каждый сотрудник выбирает ту форму выплаты, которую считает оптимальной. Кто выбирает зачисление на карту, кто - наличными через кассу. Это персональное решение каждого. Правление Национального банка к этому не привлечено.
Ранее портал "Стена" сообщал, что банкиры предупредили украинцев, чтобы те запаслись наличными - должно хватать минимум на неделю.
Также мы писали, что украинские пенсионеры могут избежать обязательной идентификации и при этом не потерять свои выплаты.
Напоминаем, что наказания за уклонение от мобилизации предусматривают запрет на перерегистрацию транспортных средств.